А на склоне горы Там, у самого подножия, стоял высеченный из камня дракон.
Каждый вечер, собрав вязанку дров, Пурпу присаживался возле каменного дракона и обедал. И каждый раз он клал в каменную пасть дракона немножко цампы со словами: "Пожалуйста, брат Дракон, раздели со мною пищу". Так продолжалось много дней, месяц за месяцем, год за годом
И вот однажды Пурпу, как обычно, дал дракону немного цампы и заговорил с ним. Но стоило ему замолчать, как дракон задвигался, проглотил цампу и произнёс: "Спасиибоо Тебее, браат Пурпуу. Хоть тыы и сам голодааешь, но всеегда нахоодишь, чем пооделииться со мноой. У теебя праавда доооброе сердцее..."
От этого зрелища Пурпу потерял дар речи, и зарёкся уже было никогда более не курить чарас, но, вспомнив чудеса, о которых он слышал в сказках, успокоился и ответил: "Отчего ж мне не поделиться с тобой, брат Дракон, ведь у нас одна судьба и одна участь: о тебе тоже некому позаботится и в твоей жизни тоже не быть переменам... И жаль только, что я беден, и мне никогда не купить столько еды, сколько нужно, чтобы утолить твой голод"
Дракон рассмеялся.
— неужели ты вправду решил, что мне нужна еда, брат Пурпу? Я же высечен из камня! Мне довольно лишь того, что ты заботишься обо мне. И знай, за это я тоже хочу поделиться с тобой тем, что у меня есть. Положи мне в пасть руку, там ты найдёшь золото. Возьми столько, сколько влезет в твой мешок, но будь осторожен, с рассветом я закрою пасть!
Пурпу закатал рукав и засунул руку в пасть дракона. Он доверху наполнил свой мешок для цампы и произнёс:
— Спасибо тебе, брат Дракон, этого золота хватит мне до конца моих дней.
Дракон собрался было что-то ответить, но тут взошло солнце, дракон захлопнул пасть и стал недвижим. Пурпу вежливо попрощался со статуей и, исполненный радости, пошёл домой. На эти деньги Пурпу купил еды, обустроил свой двор и дом. К тому же, он женился на красивой расторопной девушке. И теперь ему не о чем было беспокоится. Но богач Чензин, не могший не заметить, как быстро разбогател Пурпу, стал завидовать ему чёрной завистью. Он не знал, как нажил себе эти деньги Пурпу - не обманом ли? - и в конце концов был озарён идеей спросить! И, подойдя к Пурпу на его свадьбе, где он был одним из немногих гостей, спросил, как же ему удалось разбогатеть? Пурпу был простым, очень наивным человеком, да и к тому же, по случаю свадьбы, не слишком трезвым... и как на духу выложил всё Чензину
Услышав историю, Чензин стал мрачнее тучи. Испустив тяжкий вздох, он погрузился в раздумия, как бы использовать эту возможность для того, чтобы сказочно разбогатеть. Он задал Пурпу множество вопросов: "Где найти дракона? Как он выглядит? Как накормить его цампой? Как рубить дрова? Когда лучше идти вниз?" — и отстал от него, только когда решил, что знает достаточно. На следующий день он надел на себя поношенный чупа из бараньей кожи, взял топор, веревку, мещочек цампы и отправился до рассвета в гору. С того дня Чензин каждый день ходил на гору, кормил дракона цампой и пытался разговорить. Прошло много дней, но дракон пока ни разу не открыл своего рта, и Чензин стал терять терпение. Он оброс щетиной, стал плохо спать, его дела пришли в упадок — ведь ему некогда было ими заниматься... Он думал, не стал ли он жертвой обмана, или, может, он давал дракону мало цампы? Но, золото манило его, и он терпел.
И вот, в один прекрасный вечер, лишь только солнце зашло за горизонт, и верхушки деревьев перестали светится красным , а на небосводе проявились хорошо знакомые созвездия, на злополучной поляне с драконом на него напал лев и растерзал его в клочья.
В тот день окончил свою жизнь глупый, жадный Чензин. Во всяком случае, почти что так об этом рассказывают в Тибете, в маленькой деревушке у подножия горы Тан.
цампа - ячменная мука или кушанье из этой муки и ячьего масла.
чарас - гашиш
чарас - гашиш