...то ли завтра, то ли в полдень, мне приснилась эта быль.
читатьУ одного эфиопского мальчика не выросли зубы. А это было в давние времена, когда вставные челюсти ещё не придумали. Так он беззубым и остался, на всю жизнь. Но он не сильно горевал. Во всём остальном он был нормальный мужик: сильный, деловой, неглупый и при богатых родителях. Мама его с детства жёваным кормила; а потом нашла ему жену, которая то же самое делала. И все были довольны. Беззубый далеко от дома не отходил и у чужих ничего не ел. И жену свою не просто любил, а в самом деле жить без неё не мог. Но вот однажды пошёл он по каким-то делам в соседнюю деревню, задержался там до сумерек, да и заночевал на постоялом дворе. Утром хозяйка завтрак подала, а он ей говорит: извини, хозяйка, нечем мне это жевать. Тогда хозяйка высыпала завтрак в ступку, быстренько потолкла и беззубому мужику подала. И он впервые в жизни почувствовал, какова на вкус настоящая, не жёваная пища! Спросил тогда он хозяйку, не замужем ли она. Она говорит: нет. Тогда он говорит: а давай поженимся. Она отвечает: давай, я не против. И вот он вернулся в свою деревню и говорит старой жене: собирай-ка свои вещички и вали к родителям! А она, конечно, шум подняла и объяснений потребовала. И вот собралась вся деревенская общественность, пришли все четверо местных мудрецов, и мужик им всё по порядку изложил. Один мудрец сказал: прав беззубый мужик. Жена его обкрадывала, из его пищи все соки высасывала, а его кормила жвачкой, да остатками со слюнями. Второй мудрец сказал: не прав беззубый мужик. Жена ему была как мать, и делал ему то же самое, что делала мать. И кормила его тем же самым, к чему он с детства привык, и никогда ему ни в чём не отказывала. Такую жену ценить надо, как самое главное сокровище. Третий мудрец сказал: не прав беззубый мужик. В ступке еду истолочь – это слишком просто; а ещё проще бросить беззубого и выйти замуж за зубастого. Но вот жить с инвалидом, и верность ему хранить, и ещё каждый день за двоих челюстями работать – это, по-моему, настоящий подвиг. Четвертый мудрец сказал: прав беззубый мужик! Жена его дура: сколько лет на свете прожила, а так и не догадалась, что еду можно в ступке толочь. И все её подвиги не от супружеского рвения, а от идиотизма; и вся её верность из глупости выросла. Зачем нормальному мужику с дурой жить? Тогда третий мудрец сказал: может быть, она и не сильно умная, зато верная и старательная! А первый мудрец сказал: да не дура она вовсе, а хитрая тётка, которая увечье своего мужика изощрённо эксплуатирует! А второй мудрец сказал: оба вы ничего не поняли, а тут всё дело в верности семейным традициям! А четвертый мудрец сказал: какие, мол, традиции? – банальная тупость и ничего больше!
А что беззубый в конце концов решил, о том в сказке не сказано — это такой особый жанр амхарского фольклора, — сказка без конца. Очень жизненно, между прочим: у каждого ведь в таких случаях своя правда.